Межрегиональный маршрут под названием “Дорогами Ломоносова” свяжет Олонец и Каргополь и будет проходить по старой дороге от Петербурга до Архангельска.  

Строгие шатровые храмы, затейливые народные промыслы, копченая щука и ароматный морс из морошки на обед, пылающие закаты на берегу Онеги: на Русском Севере создают новый туристический маршрут, задуманный как европейский аналог Сантьяго де Компостелла — паломнического Пути Святого Апостола Иакова.

 На августовский фестиваль “Дорогами Ломоносова”, ставший своеобразной репетицией маршрута, в Архангельскую область приехал культурный десант из обеих российских столиц. Дизайнер Фрол Буримский устроил под приземистыми темными сводами нижнего предела каргопольского Христорождественского собора музейную инсталляцию проекта Frol et Lavr, а в качестве моделей задействовал местных жителей (за исключением трех профессионалов, приглашенных из Москвы и Парижа). Коллекцию haute couture осень-зима 2020/21 дизайнер посвятил Каргополю, вдохновившись очарованием старинного русского города на онежском берегу, живостью и колоритом местных промыслов, и благородным посылом сблизить мир моды и национальное культурное достояние.

 До конца сентября в Каргопольском государственном историко-архитектурном и художественном музее гостит выставка, посвященная искусству второй половины XX века — “Ленинградская оттепель. Группа Одиннадцать”, которую подготовила специально для фестиваля петербургская галерея искусств KGallery.

 Небольшой каргопольский музей собрал в своих залах весь цвет и свет местных фольклорных традиций: расписные прялки, резную мебель, шитые золотом платки, красно-белую каргопольскую вышивку. Почти за каждым экспонатом — история, обычай или традиция. Так, в здешних краях было принято щедро украшать вышивкой женские нижние рубахи. По качеству и красоте вышивки потенциальная свекровь могла оценить будущую невестку: узор служил “лицом” девушки на выданье.

 Каргополь — то место, где при желании ты можешь в буквальном смысле соприкоснуться с народным творчеством. Из этого старинного городка на берегу Онеги уезжаешь, вылепив глиняную игрушку, смастерив куколку-мотанку или повязав на шею косынку с собственноручно созданным набивным орнаментом из лошадок, птиц, цветов или петухов.

 Чтобы узнать город на вкус, отправляйтесь дегустировать и печь калитки с ягодами или печатные пряники в “Марусином доме”. Это не кафе, а настоящий деревенский дом, где хозяева радушно примут, щедро угостят, а при желании еще и научат парочке кулинарных премудростей. Самые вкусные пряники — “разгонные”, с глазурью и ягодной начинкой. Название содержит в себе тонкий намек: традиционно эти пряники подавали засидевшимся гостям: дескать, хозяева утомились, и пора бы заканчивать трапезу. Самый хулиганский пряник в народе называется “херобора”. Он выполнен в виде фаллического символа, а само словечко прочно утвердилось в лексиконе местных жителей и служит синонимом ерунды.

 Популярный северный сувенир мукосольки делают из съедобных ингредиентов, но в отличие от пряников мукосольки есть нельзя. Эти крошечные раскрашенные фигурки из соленого теста служат оберегами и привлекают в дом достаток и благополучие.

 Пеший маршрут между Каргополем и Олонцом был проложен паломниками много столетий назад. В августе его успешно преодолели за 16 дней члены федерации северной ходьбы, ставшие участниками фестиваля. На паломническом пути находятся исторические поселения, и практически каждая остановка на маршруте — это место “Почтовой ямы”, где в прошлые века путники могли остановиться на ночлег, перекусить, сменить лошадей.

 Важная остановка в пути — село Ошевенский погост. Деревянная шатровая церковь Богоявления Господня Ошевенского монастыря, построенная в 1787 году, сейчас изнутри в лесах: здесь реставрируют самое большое на Русском Севере “небо” — деревянные потолочные иконы. Такие иконы на потолках шатровых деревянных храмов сегодня можно встретить только в Поморье. Шатровые церкви — тоже особенность Русского Севера.

 Они уцелели здесь вопреки запретам патриарха Никона, стремившегося к контролю и единообразию и в середине 1650 годов повелевшему снести шатровые храмы. “Бог высоко, а царь далеко”, — приговаривали местные жители и продолжали идти к богу так, как считали верным, не слушая указок и не страшась наказания. Форма храма тоже особая — восьмерик на четверике — и напоминает крепость. На Севере подметили, что воины, раненые в сражениях, в крепостях идут на поправку быстрее, чем в избах, и решили укрепить веру в прямом смысле через архитектурные решения.

 Северяне вообще изумляют своей стойкостью. Когда большевики громили храмы, местные жители выносили с “поля боя” иконы и утварь, которую по прошествии более чем столетия, возвращали в восстановленные церкви. Всего несколько лет назад в одну из часовен Ошевенска, где в советские годы располагался продовольственный магазин, местная жительница передала фрагменты “небес” с ликами ангелов и святых. А среди самых трогательных экспонатов в Архангельском краеведческом музее — осколок колокола взорванного храма, который хранился в обычной архангельской семье.

 Еще одна примета Севера — обетные кресты. Их ставили в благодарность местным святым, на которых возлагали надежды. Обетные кресты до сих пор не заброшены: множество повязанных на них платков и рубашек говорят о том, что вера в святых и надежда на их помощь сохраняются. Считается, что если мучают головные боли, то нужно повязать на крест платок, если нога — то чулок или носок: предмет, который оставляешь святому, должен быть напрямую связан с больным местом.

На Русском Севере уцелели народные промыслы самых разных мастей: мезенская роспись, холмогорская резьба по кости, каргопольская глиняная игрушка, щепная птица, круглолицые куклы-мотанки, набивные узоры на ткани, резьба по дереву и яркие браные тканые пояса.

Войти в прямой контакт со старинными русскими промыслами можно не только в Каргополе, но и в селе Ломоносово, на фабрике Холмогорской резьбы по кости. В двухэтажном здании фабрики расположены колледж, магазин и администрация, а сами мастера работают в основном на дому, поэтому если вы хотите воочию увидеть процесс создания изящных ажурных узоров или фигурок, то договариваться о визите нужно заранее. Узор сначала наносится карандашом, а затем гравируется при помощи несложного прибора, аналогичного бормашине.

Маршрут “Дорогами Ломоносова” предполагает не только желание широко раскрыть глаза, но также умение и готовность слушать. Повести о настоящем человеке ждут вас на Русском Севере почти на каждом шагу, и эти живые истории, которые неизменно берут за душу и поражают воображение — невероятный источник жизненной силы и мудрости.

 

 

Вся статья: https://where.ru